Процесс предоставления комплекса исключительных прав в рамках покупки франшизы регистрируется в Федеральной службе по интеллектуальной собственности (Роспатенте). Эту обязанность диктует законодательство Российской Федерации. Тем не менее франчайзер и франчайзи не всегда получают одобрение специалистов ведомства на передачу права. Что необходимо сделать для того, чтобы этого избежать?
Суть франшизы – дать контрагенту возможность пользоваться комплексом результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации. Среди них определяющим является предоставление права на использование товарного знака.
Если сведения об обозначении, а именно изображение и реквизиты свидетельства о регистрации, отсутствуют в договоре коммерческой концессии, то государственный орган не примет его к рассмотрению. Кроме того, не стоит забывать и об указании территории действия документа.
Свидетельство о регистрации объекта интеллектуальной собственности фиксирует товары и услуги, для обозначения которых он предназначен. В договоре о предоставлении права использования товарного знака важно уточнить, что покупатель франшизы будет реализовывать аналогичный перечень и не выйдет за рамки ресурсов франчайзера.
Отдельным пунктом необходимо обозначить для франчайзи и характер прав. Исключительной концессией принято считать, когда он единственный представитель, неисключительной – когда их несколько.

Руководитель управления правовой защиты товарных знаков, патентный поверенный №2161
Порядок регистрации подразумевает информацию о том, в какой сфере покупателю франшизы разрешено реализовывать приобретенный комплекс исключительных прав. Ее также необходимо прописывать в документе. Например, продажа одежды для беременных или пошив текстильной продукции. Логично, что другую деятельности вести нельзя.
Способы использования в большинстве случаев стандартны. Это услуги, работы, документация, рекламно-информационные материалы и доменное имя сайта.
Поскольку соглашение о франчайзинге возмездное, туда следует включить тип вознаграждения (паушальный взнос/ежемесячный платеж) и систему его исчисления (процент от продаж за квартал/наценка на оптовую стоимость товара и т.д.). Иначе государственная регистрация договора франчайзинга в Роспатенте не будет осуществлена.
Нельзя ограничиваться размытыми сроками. Исключительно конкретные, четкие. Акцентируем внимание на том, что они должны соответствовать времени юридического действия товарного знака, который, как было написано выше, основополагающий в данном вопросе.
Договор франчайзинга подписывается в трех экземплярах: для франчайзера, для франчайзи и для регистрирующего ведомства. Последний не принимает к рассмотрению копию.
Для него создана универсальна форма. Все требования к ней должны быть соблюдены. Кто будет его подавать, франчайзер или франчайзи, не принципиально.
Есть вероятность, что по каким-то из частей договора у экспертов Роспатента возникнут вопросы. Тогда они уведомят об этом заявителей и попросят внести изменения. Это необходимо осуществить не позднее, чем через 3 месяца. Кроме того, может потребоваться дополнительная документация, которую следует выдать в течение такого же срока. Резолюция о регистрации договора коммерческой концессии выносится спустя два месяца.
Существует и государственная пошлина за регистрацию франчайзинга.
* По материалам издания «Cool Idea»
Услуги по регистрации договора
- Проверка представленного договора для снижения рисков двоякого толкования положений или досрочного расторжения
- Проверка договора на наличие налоговых рисков
- Корректировка договора
- Подготовка письменного заключения, содержащего обоснованные аргументы для проведения переговоров с правообладателем
- Подготовка и подача пакета документов для регистрации договора в ФИПС
- Регистрация договора в Роспатенте
- Оплата государственной пошлины за регистрацию договора
- Подготовка и подача всех необходимых документов на регистрацию в ФИПС
- Получение документа о регистрации перехода прав
Признание и рейтинги
успешной юридической практики в России и в 125 зарубежных странах
среди лидеров подачи заявок на товарные знаки в Роспатент
зарегистрированных товарных знаков и патентов

Товарный знак
для вашего бизнеса
Краткое руководство по товарному знаку как основному элементу брендинга вашей компании