В ближайшее время наши специалисты свяжутся с вами.
Регистрация товарного знака через Госуслуги
В первом квартале 2023 года Роспатент получил 29 000 заявлений на регистрацию товарных знаков, это на 20% больше, чем в прошлом году. Любой предприниматель может подать заявку на регистрацию своего товарного знака в онлайн-режиме, через портал Госуслуг. Понадобится только аккаунт в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) и электронно-цифровая подпись. Статья полезна всем, кому необходимо зарегистрировать товарный знак самостоятельно.
Регистрация товарного знака с гарантиейКак зарегистрировать товарный знак через Госуслуги: пошаговая инструкция
Чтобы зарегистрировать товарный знак онлайн, нужно:
- Убедиться в его уникальности (уделить внимание внешнему, смысловому и звуковому сходству).
- Оформить электронно-цифровую подпись.
- Зарегистрировать учетную запись на портале Госуслуг.
- Определить классы Международной классификации товаров и услуг (МКТУ).
- Рассчитать и уплатить пошлины.
- Заполнить данные в анкете на сайте и подать заявление.
Процедура несложная, но есть нюансы — о них и поговорим в статье. Для этого рассмотрим каждый этап подробнее.
Проверяем товарный знак
Первым делом проверяем товарный знак — это самый важный этап, на который придется потратить ресурсы. Если его проигнорировать, с большой вероятностью вы получите отказ, зря потратите время и деньги на оплату госпошлины. Ежегодно в Роспатенте регистрируется от 70 до 80 тысяч новых брендов, поэтому велик шанс совпадения отдельных элементов или целых слов в товарных знаках. Любое совпадение повлечет за собой отказ.
После регистрации товарного знака вы сможете использовать его для продвижения своих продуктов и услуг, а другие бизнесы — нет. Если это сделает конкурент, вы вправе обратиться в суд и отсудить компенсацию.
Типы товарных знаков
Выделяют 7 типов товарных знаков:
- Словесный — это слово или несколько слов, например, название бренда или его слоган. Оно уникально, его можно написать особым, фирменным шрифтом или обычным.
- Графический — это эмблема, символ, визуальная составляющая бренда, а также, например, иконка приложения или кнопка в интерфейсе сайта.
- Комбинированный — это логотипы, когда картинка используется вместе с буквами или названием. Вместо того чтобы два раза регистрировать товарный знак (сначала словесный, потом графический), можно зарегистрировать комбинированный и сэкономить.
- Объемный — упаковки, контейнеры или другие трехмерные элементы, которые идентифицируют и отличают одну продукцию от другой.
- Цветовой — если компания создала уникальный цвет, который хочет использовать для идентификации бренда, его можно зарегистрировать как товарный знак.
- Осязательный — знак, который можно пощупать. Например, предназначен для компаний, которые выпускают продукцию для слабовидящих и их логотип выполнен с помощью шрифта Брайля.
- Звуковой — любые уникальные звуки и мелодии, которые ассоциируются с брендом. Звук запуска приложения, входящего сообщения, узнаваемый джингл — всё, что отличает бренд от других.
Самые распространенные виды товарных знаков — словесные, комбинированные и графические. Однако все чаще компании регистрируют и другие виды товарных знаков — например, в реестре можно найти внешний вид автозаправочных станций или форму бутылки йогурта. Можно зарегистрировать даже запахи. Главное, чтобы это обозначение отличало вашу компанию от конкурентов и ассоциировалось у аудитории с брендом.
Свое имя также можно зарегистрировать как товарный знак. Например: вы — психотерапевт, регистрируете свое имя «Людмила Гончарова» как товарный знак. Теперь все другие Людмилы Гончаровы смогут спокойно жить, работать психотерапевтом, но не смогут продавать услуги под этим брендом — им придется придумать уникальное название. И это нормальная практика, многие знаменитости, такие как Ольга Бузова, Моргенштерн и Филипп Киркоров давно зарегистрировали свое имя как товарный знак. То же самое делают и специалисты: дизайнеры, юристы, маркетологи.
Как проверить словесный товарный знак
Можно самостоятельно проверить товарный знак, перейдите по ссылке, впишите название, выберите вид деятельности и нажмите соответствующую кнопку — это бесплатно.
Еще один вариант — поисковая система на сайте ФГБУ «ФИПС»: введите в окне поиска текст (одно или несколько слов), который хотите зарегистрировать и оцените результат. Но здесь есть информация только из двух последних бюллетеней, поиск будет неполным.
Надежную проверку проводят патентные бюро, где патентоведы исследуют обозначение, проверяют по всем базам товарных знаков, в том числе по тем, которые только начали процесс регистрации.
Как проверить графический товарный знак
С графическим товарным знаком все сложнее, потому что возможности автоматического поиска в госреестре нет. Чтобы проверить его на уникальность, можно заказать платный поиск на сайте ФИПС (цена за изобразительный знак – от 54 тысяч рублей), либо использовать помощь патентного бюро, где стоимость проверки включена в стоимость регистрации знака.
Проверять надо не только по зарегистрированным обозначениям, но еще по заявлениям на регистрацию и зарубежным брендам, охраняемым на территории России согласно международным договорам.
Оформляем электронно-цифровую подпись
Электронно-цифровая подпись придает заявлению юридическую силу — ту же, как привычная подпись на бумаге. Единственное отличие в том, что она хранится на носителе.
Есть два способа получить электронно-цифровую подпись (ЭЦП):
- Обратиться в один из удостоверяющих отделов, аккредитованных Минцифрой. Отделы доступны не везде — в небольших и отдаленных городах их может не быть.
- Обратиться в местный орган ФНС. Информацию о подразделениях налоговой службы, предоставляющих эту услугу, можно найти на официальном сайте Федеральной налоговой службы.
Электронно-цифровая подпись выдается в формате зашифрованных файлов, которые хранятся на флешке и подтверждают личность владельца подписи. Получение ЭЦП занимает примерно один день. Для этого нужно купить специальную флеш-карту, оплатить госпошлину, подать заявление в налоговую.
Чтобы оформить электронно-цифровую подпись, воспользуйтесь инструкцией от налоговой.
Создаем учетную запись
Чтобы подать заявку на регистрацию товарной марки, нужна учетная запись на портале ЕСИА (Единая система идентификации и аутентификации). Пока подача доступна только для ИП и юрлиц. Самозанятым-физлицам разрешили регистрировать товарный знак на себя, но функционал на Госулугах пока не запустили.
Что важно помнить об учетной записи:
- Чтобы зарегистрироваться как ИП или юридическое лицо, нужна подтвержденная учетная запись физлица.
- Подтвердить учетную запись можно двумя методами — пройти регистрацию через банки или посетить центр обслуживания.
После создания подтвержденной учетной записи, авторизуйтесь на портале Госуслуг через ЕСИА, затем:
- в меню нажмите на кнопку «Войти в другой профиль»;
- выберите «Создать учётную запись предпринимателя», затем «Добавить новую организацию». Дальше — «Индивидуальный предприниматель»;
- заполните анкету, укажите ИНН (индивидуальный номер налогоплательщика) и ОГРНИП (основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя);
- нажмите на кнопку «Отправить» и дождитесь, пока заявку одобрят. Обычно на это уходит не более часа.
Заполняем заявку на товарный знак
Составить заявку можно самостоятельно или с помощью патентного бюро. Важно внимательно заполнить все поля (их больше 30), выбрать правильные формулировки, не ошибиться в мелочах. Иначе Роспатент не примет заявление, регистрация затянется.
Например, важно правильно указать адрес с индексом, описать товарный знак, указать неохраняемые элементы, определить вид знака, разобраться с приоритетом знака.
При самостоятельном заполнении легко упустить важное, потому что данных много и не всегда интуитивно понятно, что именно писать. Поэтому заявители обращаются за помощью к патентоведам.
Шаблон заявки на товарный знак можно скачать на сайте Роспатента.
Определяем классы МКТУ
МКТУ — это международная классификация товаров и услуг, необходима для регистрации товарных знаков. Включает 45 классов, где 34 класса числятся товарами, а оставшиеся — услугами. Для каждого класса указаны наименования товаров.
В заявлении на регистрацию товарного знака нужно указать классы и наименования товаров, для которых требуется юридическая защита. Заявки без этой информации рассматривать не будут.
На сайте ФГБУ «ФИПС» можно посмотреть актуальный вариант Международного классификатора товаров и услуг и подобрать подходящие классы.
Примите во внимание особенности:
- Размер государственной пошлины связан с количеством классов. Если их более 1, то каждый последующий класс обойдется в 1 000 рублей за прием документов. За проверку взимается дополнительная плата в размере 2 500 рублей за каждый класс, превышающий один в заявлении.
- Учитывайте не только классы, прямо связанные с вашей деятельностью (товарами или услугами), но и классы, которые имеют отношение к сходным группам. Похожая продукция может попадать под разные категории МКТУ.
- Можно зарегистрировать товарный знак одновременно по всем 45 классам: так защита будет наиболее эффективна, но заплатить придется больше — стоимость услуги возрастает (156 100 рублей вместо 23 100 рублей за регистрацию в одном классе МКТУ). Эту схему имеет смысл применять лишь для известных брендов, таких как Красный Октябрь или DNS.
- Если вы используете товарный знак в каком-то одном классе МКТУ меньше трех лет подряд, то любой человек вправе оспорить регистрацию (согласно статье 1486 Гражданского кодекса РФ) и отозвать его через суд.
- В заявлении прописывайте термины МКТУ. Другие названия тоже возможны, но только тогда, когда таких еще не было в международной практике.
Рассмотрим на примере: если вы зарегистрировали словесный товарный знак «Аленушка» в 21 классе (товары для дома), других брендов с таким же названием в этом классе не будет. Зато с аналогичным названием будут бренды в других классах — к примеру, в игрушках или одежде.
Рассчитываем государственные пошлины
Вычислить сумму госпошлины можно в калькуляторе или по таблице — и то и другое находится на сайте «Роспатента». Сумма пошлины варьируется и зависит от числа классов МКТУ.
Пошлины за прием документов (4 000 рублей) и свидетельство можно уплатить не сразу, но главное сделать это не позже, чем через 30 дней с момента подачи заявления.
Подать заявку можно через Госуслуги или в бумажном виде. Размер пошлины 35 000 рублей.
Калькулятор госпошлин на товарный знак
Важно:
- нужно, чтобы реквизиты плательщика и заявителя были одинаковыми. Если это не так, то к заявке необходимо прикрепить нотариально заверенную доверенность, которая разрешает представителю заявителя действовать от его имени;
- в платежном поручении следует указать наименование товарного знака.
Оформляем заявку на портале
Теперь по шагам рассмотрим весь процесс.
- Заходим на портал Госуслуг под нужным аккаунтом (помним, что авторизоваться нужно как ИП или юрлицо).
- Переходим во вкладку «Регистрация товарного знака».
- Вносим информацию о заявителе. При заполнении часть информации автоматически переносится из профиля — это облегчает процесс.
- Указываем полный адрес для переписки. Например — ул. Пушкина, д. 33, кв.7, г. Санкт-Петербург, 196006. Индекс указывать обязательно.
- Прикрепляем письменное заявление.
- Загружаем заявления, сканы платежек, согласие на обработку данных.
- Переходим в окно подписания документов ЭЦП.
- Подтверждаем, что просмотрели все документы.
- Нажимаем «Подписать», после этого появится окно для выбора ЭЦП. Вводим пин-код.
- Подаем заявление в патентное ведомство.
За ошибки или правки в заявке тоже придется заплатить — 2 800 рублей за каждую
Осталось дождаться ответа — обычно это занимает около года, а официально процесс длится 18.5 месяцев, поэтому к вопросу регистрации нужно подойти серьезно. Если окажется, что товарный знак неуникален или найдутся ошибки в заявке — вы зря потеряете время, деньги и нервы, а потом придется тратиться на ребрендинг.
Преимущества и недостатки регистрации через Госуслуги
Преимущества:
- госуслуги работают без перерывов и выходных, поэтому подать заявку можно в любое время, не выходя из дома;
- не нужно посещать разные центры и стоять в очередях;
- нет риска потерять документы;
Недостатки:
- регистрация доступна только для ИП и юрлиц — самозанятые не могут регистрировать знак через Госуслуги (только через патентное бюро или сайт ФИПС);
- в маленьком городе можно не найти аккредитованный центр для получения ЭЦП;
- нелегко разобраться с криптопровайдером и плагином для браузера;
- уходит время на получение ЭЦП и установку программного обеспечения.
Все недостатки связаны с ЭЦП, а в остальном подавать заявку в онлайн-режиме — просто и удобно. Помните об основном требовании для регистрации товарного знака — он должен быть уникален и свободен.
Регистрируем товарный знак с «Гардиум»
Если вам нужно зарегистрировать товарный знак, и вы думаете, что не справитесь, обратитесь к юристам с опытом в этой сфере. Вместо вас заявку на регистрацию может подать патентный поверенный компании «Гардиум».
При самостоятельной регистрации товарного знака процесс занимает около года. А с юристами «Гардиума» вы получите ответ быстрее — за 2 месяца.
9000 компаний и личных брендов обрели и защитили товарный знак вместе с юристами «Гардиум», среди них — Альфа Банк, УАЗ, Перекрёсток, Боткинская больница и обувная фабрика Kapika.
Тарифы
Маргарита Булычева
Реализует проекты для компаний ООО Лакталис, ООО Техноэкспорт, ООО Микрофинансовая компания «Займер», «Битрикс 24»
Представляет интересы клиентов в Палате по патентным спорам, Суде по интеллектуальным правам, Федеральной антимонополной службе, судах общей юрисдикции и арбитражных судах различных инстанций
К команде «Гардиума» присоединилась в 2019 году