+7 495 134 14 62
info@gardium.ru

/

+7 495 134 14 62
Личный кабинет

Доменное имя как нематериальный актив

2 042
0 комментариев
3 минут

Проникновение информационных технологий во все сферы экономики и жизни заставляет пересматривать наше отношение к защите интеллектуальной собственности и ее стоимости. Одним из ключевых элементов успешного представления бизнеса в сети интернет является наличие оригинального домена. Возможность учета домена как нематериального актива (НМА) – довольно дискуссионная тема.

Консультация эксперта по НМА

Чтобы в ней разобраться начнем с базового определения. Доменное имя представляет собой символьное наименование сетевого ресурса, которое соответствует его числовому IP-адресу. Такой подход призван повысить удобство пользователей за счет более простой и понятной адресации. Теперь давайте посмотрим на соответствие доменного имени требованиям, предъявляемым к НМА.

Екатерина Бусыгина
Екатерина Бусыгина
Партнер практики капитализации ИС

Соответствие доменного имени требованиям к НМА

Для признания доменного имени НМА прежде всего нужно обличить его в допустимую форму инвентарного объекта: в данном случае это право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации предприятия. Но доменное имя не является ни тем, ни другим, поэтому само по себе не подлежит правовой охране и быть нематериальным активом не может.

Однако предприятие вправе принять к учету в качестве НМА разработанный сайт и вместе с тем увеличить балансовую стоимость полученного объекта на сумму затрат, связанных с доменным именем. Таким образом, будет получено сложное произведение, включающее в себя также программное обеспечение, дизайн и контентное наполнение.

Кроме того, доменное имя может совпадать с товарным знаком или фирменным наименованием предприятия, тогда есть вариант организовать правовую защиту и учет имени домена как НМА при помощи этих инструментов. Данному вопросу посвящена наша статья «Патент на сайт».

Экономический эффект от принятия к учету НМА

Наряду с правовой защитой сайта и товарного знака предприятие, благодаря нематериальным активам, способно существенно улучшить финансовые показатели. Особенно это актуально для компаний, для которых сайт и связанный с ним бренд стали основным источником выручки (например, интернет-магазины).

УПРАВЛЕНИЕ КАПИТАЛИЗАЦИЕЙ КОМПАНИИ
Посмотрите видеозапись вебинара, и узнайте как управлять непрофильными активами
Смотреть онлайн

Здесь на первый план выходит задача получения справедливой стоимости НМА, ведь затраты на создание сайта и доход от его использования могут значительно разниться. Доходный подход к определению первоначальной стоимости интеллектуальной собственности, принимаемой к бухгалтерскому учету, применяется для объектов, выявленных в ходе инвентаризации.

На практике далеко не все предприятия об этом задумываются, и объекты интеллектуальной собственности либо приняты к учету по минимальной стоимости, либо вообще не отражены в балансе.

В целях исправления существующей ситуации государством введена налоговая льгота, помогающая отечественному бизнесу до конца 2019 года повысить капитализацию за счет нематериальных активов без дополнительной налоговой нагрузки.

Изменения в ст. 251 НК РФ действовали в 2018-2019 гг. В настоящее время в Госдуму внесен законопроект по продлению льготы по налогу на прибыль. Гардиум отслеживает развитие ситуации.

Значительный экономический эффект Компания может получить благодаря переоценке своих нематериальных активов и, прежде всего, товарного знака, связанного с доменным именем. Ведь именно товарный знак индивидуализирует продукцию компании, что выражается в цене. Справедливая стоимость актива определяется через сумму прибыли, получаемую за счет бренда, в течение оставшегося срока действия товарного знака с учетом влияния макроэкономических факторов и дисконтирования. Наша практика свидетельствует о том, что во многих случаях переоценка позволяет поднять первоначальную стоимость НМА на несколько порядков. Закажите звонок, и мы расскажем, как это сделать.

Екатерина Бусыгина

Екатерина Бусыгина

Партнер практики капитализации ИС
Работает в сфере аудита и подготовки отчетности с 2005 года, имеет опыт работы на руководящих финансовых должностях свыше 7 лет. Принимала участие в проектах крупнейших компаний: «Северсталь», «Базовый Элемент», ГК «Интегра».

Комментарии временно не доступны

Новое из раздела

Популярное

Читать также

Определение и изменение срока полезного использования НМА

Определение и изменение срока полезного использования НМА

Виктор Клементьев
Консалтинг,
Налоговый учет НМА

Налоговый учет НМА

Екатерина Бусыгина
Екатерина Бусыгина
Консалтинг,
Управленческий учет нематериальных активов

Управленческий учет нематериальных активов

Павел Резго
Павел Резго
Консалтинг,
Интеллектуальная собственность и интеллектуальный капитал

Интеллектуальная собственность и интеллектуальный капитал

Екатерина Бусыгина
Екатерина Бусыгина
Консалтинг,

IP Cases: Роспатент VS Руссиано — есть ли противоречие общественным интересам

Арина Ворожевич
Арина Ворожевич
IP Дайджест,

IP Cases: бездействие франчайзи как отказ от исполнения договора франшизы

Арина Ворожевич
Арина Ворожевич
IP Дайджест,

Highlights: Гудвилл

Арина Ворожевич
Арина Ворожевич
IP Дайджест,

Trends: когда исключено правомерное цитирование

Арина Ворожевич
Арина Ворожевич
IP Дайджест,

Trends: защита исключительных прав на ноу-хау

Арина Ворожевич
Арина Ворожевич
IP Дайджест,

Кейс: территориальные границы исключительного права на товарный знак

Арина Ворожевич
Арина Ворожевич
IP Дайджест,
Как придумать название бренда косметики

Как придумать название бренда косметики

Маргарита Булычева
Маргарита Булычева
Товарные знаки,
Как придумать свой бренд для ручной работы

Как придумать свой бренд для ручной работы

Дарья Полякова
Дарья Полякова
Товарные знаки,