НАДЁЖНОСТЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ФЕДЕРАЛЬНОМ МАСШТАБЕ

Инвентаризация нематериальных активов

Инвентаризировать нематериальные активы (НМА) в составе имущества предприятия – задача весьма неоднозначная. Несмотря на общность подходов, инвентаризация НМА существенно отличается от проверки наличия других видов активов, в частности от работы с основными средствами (наиболее часто инвентаризируемыми).

НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ УЛУЧШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
Рост активов без налога на прибыль
Только в 2019 году

Прежде всего, это обусловлено отсутствием материально-вещественной формы у объектов интеллектуальной собственности, принятых к учету в качестве НМА. Поэтому возникает множество вопросов.

  • каким образом нематериальные активы хранить?
  • кто будет материально-ответственным лицом?
  • как инвентаризировать НМА?

Нематериальный актив после принятия к учету обычно закрепляется за использующим его подразделением, из состава которого назначается ответственный за НМА сотрудник. С точки зрения материально-ответственного лица, необходимо обеспечить сохранность документов и других сведений, позволяющих идентифицировать объект интеллектуальной собственности и подтвердить права предприятия на него.

Екатерина Бусыгина
Екатерина Бусыгина
Руководитель управления капитализации ИС

Ключевые особенности инвентаризации НМА

Инвентаризация НМА может осуществляться в составе общей инвентаризации имущества предприятия. Единственно, потребуются трудозатраты, чтобы сформировать пакет документов, т. к. в базовых версиях бухгалтерских программ (в том числе 1С) инвентаризация НМА не настроена.

Процедура инвентаризации патентов или инвентаризации товарных знаков достаточно проста. Есть охранный документ с государственной регистрацией, подтверждающий права на объект, а процесс создания или приобретения (получения) такого НМА представляет собой стандартную операцию для бухгалтерского учета. 

Рассчитайте сумму прироста активов
Онлайн за 5 минут
Сделать расчёт

Сложнее выглядит ситуация с инвентаризацией ноу-хау (секретов производства). Конечно, предприятие могло создать ноу-хау в ходе выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, когда в период разработки затраты капитализировались, а результаты выполнения НИОКР признаны положительными. Или ноу-хау могло быть приобретено, после чего объект принят к бухгалтерскому учету по цене затрат и используется в производственной деятельности.

Но что если так называемый результат интеллектуальной деятельности (РИД) существует и способен приносить экономические выгоды, но не учитывается на балансе предприятия? 

Подобная ситуация часто возникает, когда создание объекта стало «побочной» деятельностью и не оформлялось в качестве отдельного процесса. Например, сотрудники склада путем многочисленных проб и ошибок усовершенствовали логистику, изменив транспортную цепочку прохождения товаров, которая дала экономию около 20 % от текущих затрат предприятия на склад. Получается, в распоряжении предприятия есть технология, но она не принята к учету и непонятно, сколько она стоит. Вот именно здесь на помощь приходит механизм выявления ноу-хау путем проведения инвентаризации результатов интеллектуальной деятельности.

Преимущества оформления ноу-хау

Особо следует остановиться на льготе по налогу на прибыль, действующей в 2019 году (введена Федеральным законом № 166-ФЗ от 18.07.2017 г.). Льготное налогообложение позволяет предприятиям повышать свою капитализацию за счет выявления результатов интеллектуальной деятельности.

КАК УЛУЧШИТЬ ОТЧЕТНОСТЬ 2019
Эксперт бесплатно проведет оценку и свяжется с вами для консультации

Другими словами, предприятие при постановке на баланс объекта, найденного в виде «излишка» по итогам инвентаризации интеллектуальной собственности, получает внереализационный (прочий) доход, который не облагается налогом.

Данная мера со стороны государства показывает заинтересованность в создании условий для инновационного развития бизнеса.  

Благодаря реализации такого подхода, предприятия могут не только оформить интеллектуальную собственность, но и существенно повысить свою инвестиционную привлекательность и финансовый результат, что рассмотрено в нашей статье «Улучшение финансовых показателей»

Несмотря на сжатые сроки действия льготы по налогу прибыль, времени выявить и принять к учету ноу-хау еще предостаточно. Наш практический опыт показывает, что вся процедура оформления (аудит текущей документации и технологических процессов, проведение инвентаризации, техническое описание ноу-хау, введение режима коммерческой тайны, оценка ноу-хау и принятие к учету НМА) занимает около 2-3 недель. 

Екатерина Бусыгина

Екатерина Бусыгина

Руководитель управления капитализации ИС
Екатерина работает в сфере аудита и подготовки отчетности с 2005 года, имеет опыт работы на руководящих финансовых должностях свыше 6 лет. Принимала участие в проектах крупнейших компаний различных отраслей экономики («Северсталь», «Базовый Элемент», группа компаний «Интегра» и др.).

Комментарии временно не доступны

Обращайтесь
к профессионалам!