НАДЁЖНОСТЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ФЕДЕРАЛЬНОМ МАСШТАБЕ

Инвентаризация нематериальных активов

Инвентаризировать нематериальные активы (НМА) в составе имущества предприятия – задача весьма неоднозначная. Несмотря на общность подходов, инвентаризация НМА существенно отличается от проверки наличия других видов активов, в частности от работы с основными средствами (наиболее часто инвентаризируемыми).

НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ УЛУЧШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
Рост активов без налога на прибыль
Только в 2019 году
Подробнее

Прежде всего, это обусловлено отсутствием материально-вещественной формы у объектов интеллектуальной собственности, принятых к учету в качестве НМА. Поэтому возникает множество вопросов.

  • каким образом нематериальные активы хранить?
  • кто будет материально-ответственным лицом?
  • как инвентаризировать НМА?

Нематериальный актив после принятия к учету обычно закрепляется за использующим его подразделением, из состава которого назначается ответственный за НМА сотрудник. С точки зрения материально-ответственного лица, необходимо обеспечить сохранность документов и других сведений, позволяющих идентифицировать объект интеллектуальной собственности и подтвердить права предприятия на него.

Екатерина Бусыгина
Екатерина Бусыгина
Руководитель управления капитализации ИС

Ключевые особенности инвентаризации НМА

Инвентаризация НМА может осуществляться в составе общей инвентаризации имущества предприятия. Единственно, потребуются трудозатраты, чтобы сформировать пакет документов, т. к. в базовых версиях бухгалтерских программ (в том числе 1С) инвентаризация НМА не настроена.

Процедура инвентаризации патентов или инвентаризации товарных знаков достаточно проста. Есть охранный документ с государственной регистрацией, подтверждающий права на объект, а процесс создания или приобретения (получения) такого НМА представляет собой стандартную операцию для бухгалтерского учета. 

ОЦЕНКА ТОВАРНОГО ЗНАКА ПО РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ
Под ключ за 10 рабочих дней
узнать цену

Сложнее выглядит ситуация с инвентаризацией ноу-хау (секретов производства). Конечно, предприятие могло создать ноу-хау в ходе выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, когда в период разработки затраты капитализировались, а результаты выполнения НИОКР признаны положительными. Или ноу-хау могло быть приобретено, после чего объект принят к бухгалтерскому учету по цене затрат и используется в производственной деятельности.

Но что если так называемый результат интеллектуальной деятельности (РИД) существует и способен приносить экономические выгоды, но не учитывается на балансе предприятия? 

Подобная ситуация часто возникает, когда создание объекта стало «побочной» деятельностью и не оформлялось в качестве отдельного процесса. Например, сотрудники склада путем многочисленных проб и ошибок усовершенствовали логистику, изменив транспортную цепочку прохождения товаров, которая дала экономию около 20 % от текущих затрат предприятия на склад. Получается, в распоряжении предприятия есть технология, но она не принята к учету и непонятно, сколько она стоит. Вот именно здесь на помощь приходит механизм выявления ноу-хау путем проведения инвентаризации результатов интеллектуальной деятельности.

Преимущества оформления ноу-хау

Особо следует остановиться на льготе по налогу на прибыль, действующей в 2019 году (введена Федеральным законом № 166-ФЗ от 18.07.2017 г.). Льготное налогообложение позволяет предприятиям повышать свою капитализацию за счет выявления результатов интеллектуальной деятельности.

УПРАВЛЕНИЕ КАПИТАЛИЗАЦИЕЙ КОМПАНИИ
Посмотрите видеозапись вебинара, и узнайте как управлять непрофильными активами
Смотреть онлайн

Другими словами, предприятие при постановке на баланс объекта, найденного в виде «излишка» по итогам инвентаризации интеллектуальной собственности, получает внереализационный (прочий) доход, который не облагается налогом.

Изменения в ст. 251 НК РФ действовали в 2018-2019 гг. В настоящее время в Госдуму внесен законопроект по продлению льготы по налогу на прибыль. Гардиум отслеживает развитие ситуации.

Данная мера со стороны государства показывает заинтересованность в создании условий для инновационного развития бизнеса.  

Благодаря реализации такого подхода, предприятия могут не только оформить интеллектуальную собственность, но и существенно повысить свою инвестиционную привлекательность и финансовый результат, что рассмотрено в нашей статье «Улучшение финансовых показателей»

Наш практический опыт показывает, что вся процедура оформления (аудит текущей документации и технологических процессов, проведение инвентаризации, техническое описание ноу-хау, введение режима коммерческой тайны, оценка ноу-хау и принятие к учету НМА) занимает около 2-3 недель. Однако для осуществления комплексного проекта по капитализации интеллектуальной собственности без налоговых рисков и в короткие сроки необходимо наличие соответствующих компетенций. Гардиум предлагает своим клиентам как проекты «под ключ», так и выполнение отдельных видов работ. Закажите звонок, и мы подберем оптимальный вариант сотрудничества.

Екатерина Бусыгина

Екатерина Бусыгина

Руководитель управления капитализации ИС
Екатерина работает в сфере аудита и подготовки отчетности с 2005 года, имеет опыт работы на руководящих финансовых должностях свыше 6 лет. Принимала участие в проектах крупнейших компаний различных отраслей экономики («Северсталь», «Базовый Элемент», группа компаний «Интегра» и др.).

Комментарии временно не доступны

Читать далее

Книга в подарок
Книга в подарок
А вы знаете реальную стоимость вашего товарного знака?

Кратко о том, какие выгоды и возможности дает
оценка товарного знака по доходному методу

Обращайтесь
к профессионалам!