В ближайшее время наши специалисты свяжутся с вами.
Инвентаризация нематериальных активов
Инвентаризировать нематериальные активы (НМА) в составе имущества предприятия – задача весьма неоднозначная. Несмотря на общность подходов, инвентаризация НМА существенно отличается от проверки наличия других видов активов, в частности от работы с основными средствами (наиболее часто инвентаризируемыми).
Прежде всего, это обусловлено отсутствием материально-вещественной формы у объектов интеллектуальной собственности, принятых к учету в качестве НМА. Поэтому возникает множество вопросов.
- каким образом нематериальные активы хранить?
- кто будет материально-ответственным лицом?
- как инвентаризировать НМА?
Нематериальный актив после принятия к учету обычно закрепляется за использующим его подразделением, из состава которого назначается ответственный за НМА сотрудник. С точки зрения материально-ответственного лица, необходимо обеспечить сохранность документов и других сведений, позволяющих идентифицировать объект интеллектуальной собственности и подтвердить права предприятия на него.
Ключевые особенности инвентаризации НМА
Инвентаризация НМА может осуществляться в составе общей инвентаризации имущества предприятия. Единственно, потребуются трудозатраты, чтобы сформировать пакет документов, т. к. в базовых версиях бухгалтерских программ (в том числе 1С) инвентаризация НМА не настроена.
Процедура инвентаризации патентов или инвентаризации товарных знаков достаточно проста. Есть охранный документ с государственной регистрацией, подтверждающий права на объект, а процесс создания или приобретения (получения) такого НМА представляет собой стандартную операцию для бухгалтерского учета.
Сложнее выглядит ситуация с инвентаризацией ноу-хау (секретов производства). Конечно, предприятие могло создать ноу-хау в ходе выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, когда в период разработки затраты капитализировались, а результаты выполнения НИОКР признаны положительными. Или ноу-хау могло быть приобретено, после чего объект принят к бухгалтерскому учету по цене затрат и используется в производственной деятельности.
Но что если так называемый результат интеллектуальной деятельности (РИД) существует и способен приносить экономические выгоды, но не учитывается на балансе предприятия?
Подобная ситуация часто возникает, когда создание объекта стало «побочной» деятельностью и не оформлялось в качестве отдельного процесса. Например, сотрудники склада путем многочисленных проб и ошибок усовершенствовали логистику, изменив транспортную цепочку прохождения товаров, которая дала экономию около 20 % от текущих затрат предприятия на склад. Получается, в распоряжении предприятия есть технология, но она не принята к учету и непонятно, сколько она стоит. Вот именно здесь на помощь приходит механизм выявления ноу-хау путем проведения инвентаризации результатов интеллектуальной деятельности.
Преимущества оформления ноу-хау
Особо следует остановиться на льготе по налогу на прибыль, действующей в 2019 году (введена Федеральным законом № 166-ФЗ от 18.07.2017 г.). Льготное налогообложение позволяет предприятиям повышать свою капитализацию за счет выявления результатов интеллектуальной деятельности.
Другими словами, предприятие при постановке на баланс объекта, найденного в виде «излишка» по итогам инвентаризации интеллектуальной собственности, получает внереализационный (прочий) доход, который не облагается налогом.
Изменения в ст. 251 НК РФ действовали в 2018-2019 гг. В настоящее время в Госдуму внесен законопроект по продлению льготы по налогу на прибыль. Гардиум отслеживает развитие ситуации.
Данная мера со стороны государства показывает заинтересованность в создании условий для инновационного развития бизнеса.
Благодаря реализации такого подхода, предприятия могут не только оформить интеллектуальную собственность, но и существенно повысить свою инвестиционную привлекательность и финансовый результат, что рассмотрено в нашей статье «Улучшение финансовых показателей».
Наш практический опыт показывает, что вся процедура оформления (аудит текущей документации и технологических процессов, проведение инвентаризации, техническое описание ноу-хау, введение режима коммерческой тайны, оценка ноу-хау и принятие к учету НМА) занимает около 2-3 недель. Однако для осуществления комплексного проекта по капитализации интеллектуальной собственности без налоговых рисков и в короткие сроки необходимо наличие соответствующих компетенций. Гардиум предлагает своим клиентам как проекты «под ключ», так и выполнение отдельных видов работ. Закажите звонок, и мы подберем оптимальный вариант сотрудничества.